Реставрация комплекса соборной мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан). В память о Н.Н. Кузминой
Кузьмина Нина Николаевна ( 15 ноября 1933 - 7 октября 2021) - один из старейших членов Свердловского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), возглавлявшая Свердловского областного отделения ВООПИиК более 15 лет - с 1997 по 2012 годы, архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры Узбекской ССР, автор проектов реставрации комплекса соборной мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан), реставрации национальных культурных центров в Самарканде, и других городах республики. С 1984 года Нина Николаевна возглавила первую в Свердловской области реставрационную проектную группу Свердловской научно-реставрационной производственной мастерской. С 1987 года работала главным архитектором старейшего в Свердловской области Невьянского механического завода.


Реставрация комплекса соборной мечети Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан) – главная творческая работа Н.Н. Кузьминой, начатая в 1968 году. За эту работу она получила звание «заслуженный работник культуры УзССР».

Мечеть Биби-Ханым - (букв. «старшая принцесса», узб. Bibi-Xonim masjidi) — архитектурный памятник 1399—1404 годов в Самарканде, грандиозная соборная мечеть Тамерлана, богато украшенная изразцами, резным мрамором и росписями. Частично восстановлена из руин в конце XX века. Памятник находится на улице Ислама Каримова.

Соборную мечеть Самарканда (Биби-Ханым) начали строить в 1399 г., после обогатившего государство Тимура грабительского похода в Индию. По-видимому, эмир придавал исключительное значение этой мечети: он сам следил за работами, всячески поощрял огромную армию рабочих и мастеров скорее завершить постройку. Мечеть строилась меньше пяти лет, и в 1404 г. она была уже закончена. Тимур требовал, чтобы самаркандская мечеть превзошла величественностью все здания мира.

Археологические исследования позволяют представить план и первоначальный облик мечети. Большая прямоугольная площадь, занятая мечетью, снаружи была ограждена глухой сравнительно невысокой стеной, над которой возвышались сохранившиеся сейчас в руинах, прорезанные огромными стрельчатыми арками грандиозные пештаки, кубические массы больших зданий с куполами на барабанах и стройные минареты. Все эти архитектурные объемы, симметрично расположенные по периметру большого двора, создавали своеобразный, проникнутый единством художественного замысла монументальный ансамбль.

Вход на территорию мечети украшал гигантский пештак, представлявший самостоятельное архитектурное сооружение. Обширный двор мечети окружала аркада, за которой со всех четырех сторон располагались крытые галереи, образованные рядами колонн. Боковые галереи посередине прерывались сравнительно небольшими портально-купольными зданиями. В глубине двора поднимался второй сорокаметровый пештак, и сейчас еще сохранивший величественную арку и граненые минареты на углах. За ним высилось здание главного «святилища», увенчанное полусферическим гладким бирюзового цвета куполом.
Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде. Графическая реконструкция
Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде. Фото нач. ХХ в. (после землетрясения 1897г.)

Композиция ансамбля Биби-Ханым построена на сложном сочетании архитектурных форм и цвета. Роль своеобразного модуля играет стрельчатая арка в прямоугольном обрамлении. Множество арок, то дробящихся в ячейках сталактитов, то вырастающих до гигантских размеров, внесло в архитектуру сложный ритм, сделало особенно ощутимыми масштабные соотношения и вместе с тем объединило все в одно целое. Единство художественного замысла проявилось и в цвете узора. Стены мечети покрыты сеткой крупных ромбовидных фигур и куфических надписей, выложенных по терракотовому фону кирпичной кладки синими, голубыми и белыми изразцами. Голубой цвет преобладает в узорной кладке стен, он звучит в украшении пештаков и, пронизывая, таким образом, всю систему архитектурного декора, безраздельно господствует в изразцах большого бирюзового купола, как бы слившегося с небом.

Архитектура мечети была обращена к массе людей, заполнявших в дни богослужений двор и площадь перед зданием. Доминирующие в узоре на стенах мечети религиозные надписи и окружающие их орнаменты плоскостны, графичны и несколько суховаты, но хорошо видны на большом расстоянии. Несравненно богаче украшены пештаки. Пилоны и арки обогащены тонкими узорами расписной майолики и резной мозаики, то вкрапленных среди крупных геометрических мотивов и надписей, то заполняющих отдельные панно и тимпаны, то расположенных в виде цепочки звезд на фоне неглазурованного кирпича. Мерцание ярких красок изразцового убранства дополняло мягкое свечение белых мраморных панелей, наличников дверей и колонн.

Архитектурные идеи, положенные в основу этого сооружения, нашли воплощение и в интерьере «святилища». Оно поражало величием пространственного решения, тонкостью пропорций, богатством декора. Над большим и высоким квадратным помещением, расширенным с каждой из сторон глубокой нишей, вознесен купол, плавный переход к которому образуют тромпы, конструктивно дополненные щитовидными парусами. В среднеазиатских монументальных постройках конца XIV—начала XV в. над основными помещениями обычно высятся двойные или даже тройные купола. В скрытом от глаз пространстве между наружным, опирающимся на барабан, и внутренними куполами возведены опорные кирпичные ребра. Стены и своды, как и снаружи здания, имели богатое красочное убранство, выполненное росписью и раскрашенными с позолотой рельефными бумажными розетками, сделанными из прессованной бумаги и прикрепленными к штукатурке маленькими гвоздиками.

Несмотря на то, что сейчас от некогда грандиозного сооружения сохранились лишь руины, даже по ним можно понять величие замысла зодчих и ощутить огромную силу их вдохновенного мастерства. В целом архитектурно-художественный образ мечети Биби-Ханым представляет сложное явление, в содержании которого отразились и религиозные цели, ради которых строилась мечеть, и идеи прославления Тимура, и вместе с тем несравненно более широкое мистическое представление о мире. «Купол был бы единственным,— писал о мечети Биби-Ханым современник Шарафаддин Иезди,— если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы млечный путь не оказался ей парой».

Мавзолей Биби-Ханым служил, по-видимому, усыпальницей для женщин из династии тимуридов. По свидетельству Клавихо, первой была похоронена мать Биби-Ханым. Сведения о погребенной самой Биби-Ханым (Сарай-Мульк-Ханым) нет, хотя народное предание называет это здание мавзолеем Биби-Ханым.
Фото начала ХХ века
С 1968 года начаты большие работы по консервации и сохранению всего комплекса построек Биби-Ханым.

Итак, что было сделано…

Нижнее мраморное обрамление - все оригинальное, старая облицовка видна сразу - она темнее. Заново возведены и облицованы три угловых минарета, за исключением четвёртого частично сохранившегося - северо-западного, его облицовка также полностью новая. При реконструкции высоту минаретов сделали меньше оригинальных: крайние западные и крайние восточные минареты имеют высоту по 20 метров, высота минаретов, примыкающих к порталу главного входа составляет 37 метров, шестигранные минареты по бокам входного портала главной мечети - 47 метров. Заново были отстроены купол мечети и ее верхняя часть (основание купола), также полностью были восстановлены купола боковых мечетей. Стены со стороны боковых мечетей практически не сохранились, их пришлось возводить и облицовывать заново.

На главной мечети восстанавливать пришлось примерно 90% облицовки, оригинальная облицовка темнее, на фотографии сразу можно отличить ее от современной. Кроме того, по периметру мечети был убран культурный слой, образовавшийся за 600 лет.

В настоящее время реставрационные и восстановительные работы продолжаются, пока еще не облицована верхняя часть арки главного портала и частично стены главной мечети, также реставрационные работы продолжаются внутри мечети и в ее помещениях.
О качестве реставрационных работ можно спорить и много рассуждать, но факт остается фактом - теперь Самарканд не встречает своих гостей, въезжающих в город со стороны Ташкента, руинами - соборная мечеть Биби-Ханым является бессмертным шедевром архитектуры мусульманского Востока.
Made on
Tilda